Кто считается конечным выгодоприобретателем юридического лица?
Конечный выгодоприобретатель («контролёр», согл. пред. редакции закона № 249-IV) — это физическое лицо (ФЛ), не являющееся формальным владельцем (совладельцем) предприятия, но при этом, бенефициар имеет прямое влияние на полную или частичную реализацию прав владения, распоряжения имуществом и управление предприятием. Деятельность бенефициара осуществляется им при наличии права голоса на всеобщем собрании учредителей или доли уставного капитала более 25%, при этом реализация выше названных прав выражается следующим участием:
- формированием состава учредителей, формальных владельцев и влияние на результаты голосования;
- осуществление хозяйственной деятельности предприятия посредством участия в заключениях сделок;
- выдачу, не подлежащих уклонению от их исполнения, указаний юридическому лицу, и осуществление иных форм и функций управления деятельностью предприятия.
При этом действия конечного выгодоприобретателя может осуществляться, как прямо, так и опосредовано, с участием других ЮЛ И ФЛ, имеющих право голоса в юридическом лице или долю уставного капитала не менее 25%.
Конечным выгодоприобретателем не может быть признан агент юридического лица, его номинальный владелец или посредник реализации прав бенефициара.
Законом Украины № 1702-18 от 04.03.2015 «О предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма», дающим определение конечному выгодоприобретателю, также, установлено правовое положение термина существенного участия (на основании поправки 198-8 от 12.02.2015).
Существенное участие – личное или коллективное (в составе нескольких участников) владение 10 и более процентами уставного капитала или правом голоса в юридическом лице.
Итак, в результате нововведений в законодательстве Украины, обязательной регистрации подлежать не только владельцы и учредители предприятия, но и лица, имеющие доход от хоз. деятельности юридического лица, а также осуществляющие управление бизнес-процессами, в том числе и распределение прибыли.
Кто обязан подавать данные о конечном выгодоприобретателе?
Своевременные данные о бенефициаре обязаны подать все юридические лица, за исключением государственных и коммунальных предприятий. Более того, Закон № 1701 обязует руководителей предприятия к регулярному обновлению и сохранению всей информации относительно смены конечных выгодоприобретателей, вплоть до смены исходных учредителей юридического лица.
Какая именно информация о бенефициариях подаётся в Единый Гос. Реестр?
Перечень всех учредителей и участников юридического лица, с указанием всех необходимых данных для идентифицирования их личности:
- ФИО, гражданская принадлежность, паспортные данные, место проживания, ИНН, если установлен физический бенефициар;
- название, резиденция, адрес, ЕДРПОУ, если конечный выгодоприобретатель ЮЛ;
- данные о конечном выгодоприобретателе (-лях) юридического лица, включительно с бенефициарами первичного учредителя (учредителей), с указанием структуры собственности всех учредителей и лиц, осуществляющих существенное участие в управлении и реализации права собственности ЮЛ.
При этом от необходимости подавать порядке установленным законом, информацию о структуре собственности существенных участников юридического лица, освобождены политические партии, органы власти государственного и местного масштаба, профсоюзы и ряд иных неприбыльных организаций.
Когда нужно подавать информацию о бенефициаре юридического лица?
Для предприятий, учреждённых после вступления в действие закона до 25.11.2014 г. Вся информация о бенефециарах подаётся в момент регистрации юридического лица в ГРСУ
Для компаний, которые были созданы и зарегистрированы в реестре ранее 25.11.14 года, данные о конечных выгодополучателях, которые будут занесены в регистрационную карточку ʺо внесении изменений в сведения о юридическом лицеʺ должны быть поданы в срок 6 мес. от дня вступления закона в силу, то есть крайний срок подачи информации — это 25 мая 2015 года.
Напоминаем, что за несвоевременную подачу данных о конечных выгодополучателях юридического лица, руководители предприятий облагаются штрафными санкциями в размере 300-500 НМД, что составляет 5100-8500 грн.
Административные сборы за внесение изменений в данные реестра
Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно условий ведения бизнеса», утверждённый 2.04.2015 г, в том числе, регламентирует незначительное повышение государственных сборов, вносимых при регистрации физических и юридических субъектов хоздеятельности. А именно:
- Бесплатным остаётся лишь регистрация изменений для благотворительных сообществ.
- Внесение изменений в карту регистрации о смене места жительства, имени или фамилии ФЗЛП, будет стоить 27,56 грн.
- Для регистрации вносимых изменений в уставные документы предприятия, придётся заплатить 68,90 грн.
- За получение дубликата уставных документов с внесёнными изменениями также нужно будет платить 0,02 части от минимальной з/п (на 1.01.2015 г мин. з/п составляет 1378 грн.)
Полученные за регистрационные изменения взносы направляются в гос. Бюджет.
Для того, чтобы подтвердить оплату сбора за регистрацию необходимо предоставить один из таких документов:
- Квитанцию из банка о перечислении перевода.
- Квитанцию из платёжного терминала.
- Чек почтового отделения, если оплата админсбора была произведена на почте.
- Платёжное поручение, с наличествующей пометкой о проведении операции банком.
Информация о регистрации, перерегистрации и ликвидации предприятий и ФЗЛП, ранее публиковавшаяся в гос. изданиях, теперь будет размещена на официальном сайте ГРСУ, в день её занесения в реестр. Оплата за получение данных из Единого реестра составляет:
Информация в бумажном виде: виписка + справка — 68,90 грн, выписка — 27,56 грн.
Данные регистрации в электронном формате 0,75% от установленных по типам документов бумажных источников.